История театра

Театр — это жизнь… 

Театр — это люди, судьбы, взлеты и разочарования, поиск новых форм. История театра — это традиции, а традиции это то, чем мы богаты сегодня.

IMG_6757

 

 

Свою жизнь  Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана начал с августа месяца 1972 года, когда он был создан по решению Правительства Республики Узбекистан.

Народный артист Узбекистана, профессор А. И. Гинзбург, долгие годы возглавлявший прославленную труппу Академического национального театра Узбекистана, назначается художественным руководителем, а директором становится А.И. Водченко. На них легли все заботы по организации нового театрального коллектива, не имевшего пока еще своего здания.

Костяк творческой труппы составили выпускники Московского музы­кального училища имени Гнесиных (курс профессора А.И Гинзбурга) и творческих ВУЗов Узбекистана.

Вместе с опытными мастерами труппу пополнили молодые артисты: дирижер А. Серебряник, С. Шадманов, Б. Расулов, режиссеры Г. Спектор, Л. Вилькович, балетмейстеры И. Тимме, А. Лян, Ф. Исаева, художники В.  Факторович, А. Батыков, Т. Мирова, артисты Л. Бессарабова, А. Кари­мов, И. Шаламаев, Н. Димова, Б. Балабанов, Н. Каприелова, Э. Каприелов, Ю. Летов, В. Митрофанова, В. Мишин, З. Соловей, Ф. Оленева, Н. Шацкий, Н. Шибаева, Г. Шумский, А. Шульга, артисты балета А. Аб­дурахманов, Ф. Исмаев, Р. Бектемирова и другие. Многие из них в процессе своей творческой деятель­ности были отмечены почетными званиями «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», «Народный артист Узбекистана», «Заслуженный работник культуры Узбекистана», «Заслуженный артист Узбеки­стана».

4 августа 1973 года на сцене Ташкентского Государственного музыкального театра имени Мукими опереттой «Веселая война» И. Штрауса в постановке А. Гинзбурга театр отпраздновал свой День рождения, открыв первый театральный сезон.

«Торжественная и в конечном счете триумфальная премьера «Веселой войны» с непреложной убедительностью известила о том, что Ташкентский театр оперетты не только родился, но и сумел покорить сердца своих зрителей», «Мы стали свидетелями чуда. Декорации,  выполненные художником Г. Бримом в светлой праздничной тональности и со­ответствуют нашей настроенно­сти на чудо, что с этих первых секунд проникаешься твердой уверенностью — театр покорит сердца даже самых закоренелых скептиков. В спектакле мно­го выдумки, богатой фантазии, ярко выстроенных мизансцен». Так ровно сорок лет тому назад откликнулась пресса столи­цы Узбекистана на факт рождения нового творческого коллектива.

1974 год принес коллективу большую радость — театр получил свое здание. Зажигательной, праздничной «Фиалкой Монмартра» И. Кальмана театр встретил своих первых зрителей.

В 1981 году театр возглавил главный режиссер Заслуженный деятель искусств России К. Васильев, который является автором пьес и первых постановок, широко идущих в странах СНГ, музыкальных комедий: «Бабий бунт» (по мотивам «Донских рассказов» М. Шолохова), «Сладка Ягода» (по мотивам произведений В. Шукшина). Музыку к этим спектаклям написал известный композитор Е. Птичкин. Свою творческую деятельность в Узбекистане К. Васильев начал с постановки первой узбекской оперетты, написанной в содружестве с композитором Э. Салиховым «Ходжа Насреддин», впоследствии ставшей визитной карточкой театра. Пресса писала: «Ташкентскому театру оперетты принадлежит честь создания первой узбекской оперетты. Поистине солнечная музыка, сочетающая красоту узбекских мелодий и современные ритмы, созданная Э. Салиховым, послужила основой под­линно народного спектакля».

Репертуарная политика театра со дня его основания связана с четырьмя основными направлениями.

Первое — классика жанра, произведения, принадлежащие к Золотому фонду мирового музыкального театра. Спек­такли классического наследия всегда, во все времена поль­зуются большим зрительским успехом, дают огромный про­стор для творчества актеров. В зале всегда возникает особая атмосфера одухотворенности, музыка дарит эстетическую ра­дость. Можно ли представить афишу нашего театра без «Цыгана-премьера», «Голландочки», «Баядеры», «Принцессы цирка», «Сильвы», «Марицы» (И. Каль­ман); «Летучей мыши», «Цыганского барона» (И. Штраус); «Ве­селой вдовы», и «Графа Люксем­бурга» (Ф. Легар), «Прекрасной Елены» (Ж.Оффенбах), мю­зикла «Моя прекрасная леди» (Ф. Лоу), «Аршин Мал Алан» (У Гаджибеков). Они расширили творческий диапазон актеров, помогли их росту, обогатили репертуар театра. Эти постановки принадлежат к чис­лу лучших спектаклей, завоевавших немалые симпатии зрителей и пре­красные отзывы критики.

Второе направление — оригинальные произведения узбекских авторов. Огромным успехом у зрителей пользуются музыкальные комедии «Ходжа Насреддин» (композитор Э. Салихов), «Крошка» (композитор А. Эргашев), «Тетя, я женюсь!» (композитор А. Икрамов, пьеса В. Баграмов), «Сердце на ладони» — спектакль, посвященный памяти народного ар­тиста Узбекистана Б. Закирова, «Однажды в Нью-Йорке» (композитор И.Берлин), «Двадцатилетние.uz»(У Салихов), «Эхо любви» (композитор С. Абсалямов, пьеса В. Вавилова), «Простите, дорогой…» (композитор Д. Закирова, пьеса А. Рахматова).

Третье направление — это лучшие произведения современной оперетты стран Содружества (СНГ). В их числе «Севастопольский вальс» Д. Листо­ва, «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, «Любовный вертеж» В. Ильина и В. Лукашова, «Украденная невеста» Г. Канчели, «Свадьба в Малиновке» Б.Алексадрова и другие.

Четвёртое направление — особое внимание уделяется детскому репертуару. Наш театр единственный в Среднеазиатском регионе, специализирующийся в этом жанре, предлагает детям музыкальные сказки на русском и узбекском языках. Сегодня театр плодотворно работает с такими композиторами, как А. Икрамов, У Салихов, В. Сапаров, Д. Закирова, драматургами: А. Рахматов, В. Вавилова. В результате сотрудничества коллектива с этими автора­ми пополнилась репертуарная афиша театра музыкальными спектаклями для детей. Особым успехом у юного зрителя пользуются такие спектакли как: «Сказка о жадном Хасана» (Д. Вильданов), «Обыкновенная горошина» ( А. Канаки), «Волшебная хурма» (У Салихов), «Подарки феи Айгуль», «Чу­десная дойра» (Э. Салихова) «Мамат-гончар» ( А. Икрамов), «Олтин куш» (У Салихов), «Зачарованный кристалл» (УСалихов), «Озорной джин» (УСалихов), «Тюбетейка 3D» (В. Баграмов), «Бременские музыканты» (Г. Гладков) «Волшебная Серна» (А. Икрамов) и многие другие.

Широка география гастрольных поездок театра. С творчеством ар­тистов Ташкентской оперетты знакомы зрители России, Украины, Казах­стана, Киргизии, Таджикистана и стран Балтии.

Труппа нашего театра за последние годы помолодела, что в свою оче­редь предполагает привлечение к театру и композиторов и драматургов, тонко понимающих вкусы современной молодежи, создающих те произ­ведения, которые ей близки. Это спектакли: «Тетя, я женюсь!» (композитор А. Икрамов, драматург и режиссер-постановщик В. Баграмов), «Цилиндр» (У Салихов, Б. Хамидов), «Легендарный шут» (Е. Комарова, Б. Хамидов), «Дорогая Памела» (У Салихов, Б. Хамидов), «Здравствуйте, я ваша тётя» (У Салихов, Г. Нажидова). На сцене ярко показан сегодняшний день и тонко передан юмор, плавно переходящий в гротеск, без которых жанр музыкальной комедии существовать не мо­жет.

В 2008 году художествен­ным руководителем и главным режиссером утвержден Сергей Каприелов. Это многогран­ный, высококвалифицирован­ный режиссёр и талантливый руководитель, который принес новое жанровое направление в репертуар театра — мюзикл. За время работы в театре им поставлены и с успехом идут такие спектакли как «Сильва» И. Кальман (капитально восстановленный), «Свадьба Кречин ского» А. Колкер, «Аршин Мал Алан» У. Гаджибеков, «А у нас во дворе», «Снимается кино или А у нас во дворе — 2», «Эхо любви» В. Вавилова, «Двадцатилетние.uz» У. Сали­хов, «Любовь в стиле блюз» В. Сапаров.

В 2008 и 2012 годах в Государственном институте искусств и культуры Узбе­кистана состоялся целевой набор студентов для попол­нения труппы театра моло­дыми талантливыми спе­циалистами, руководитель курса С. Каприелов. Дип­ломные спектакли «Аршин Мал Алан» У Гаджибекова и мюзикл «Нотр дам де Пари» Р. Коччанте, поставленные со студентами курса, получили положительные отклики со стороны теа­троведов, зрителей и СМИ.

В годы независимости в Узбекистане поистине созданы все условия для свободного творчества и развития для всех направлений искусства и культуры. Руководством страны уделяется особое внимание духовно просветительской работе, а также укреплению материально-технической базы театров, обеспечению их современным и отвечающим всем передо­вым мировым стандартам театральным инвентарем и техническими сред­ствами. От нас — деятелей театрального искусства — требуется творческий и современный креативный подход к своей деятельности.

Творческие цели нашего театра — это, прежде всего, полное воплоще­ние тех задач, которые были поставлены руководством нашего Государ­ства перед театрами в свете популяризации богатого культурно-историче­ского наследия узбекского народного зрелищного искусства.

Говорить со сцены с юмором о серьезных нравственных проблемах, нести радость, улыбку, хорошее настроение — в этом мы видим свой долг, в этом — наше творческое и человеческое счастье, в этом — наша жизнь!