Свою жизнь Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана начал с августа месяца 1972 года, когда он был создан по решению Правительства Республики Узбекистан.
ТЕАТР — ЭТО ЖИЗНЬ…
Театр — это люди, судьбы, взлеты и разочарования, поиск новых форм.
История театра — это традиции, а традиции это то, чем мы богаты сегодня.
Народный артист Узбекистана, профессор А. И. Гинзбург, долгие годы возглавлявший прославленную труппу Академического национального театра Узбекистана, назначается художественным руководителем, а директором становится А.И. Водченко. На них легли все заботы по организации нового театрального коллектива, не имевшего пока еще своего здания.
Костяк творческой труппы составили выпускники Московского музыкального училища имени Гнесиных (курс профессора А.И Гинзбурга.) и творческих ВУЗов Узбекистана.
Вместе с опытными мастерами труппу пополнили молодые артисты: дирижер А. Серебряник, С. Шадманов, Б. Расулов, режиссеры Г. Спектор, Л. Вилькович, балетмейстеры И. Тимме, А. Лян, Ф. Исаева, художники В. Факторович, А. Батыков, Т. Мирова, артисты Л. Бессарабова, А. Каримов, И. Шаламаев, Н. Димова, Б. Балабанов, Н. Каприелова, Э. Каприелов, Ю. Летов, В. Митрофанова, В. Мишин, З. Соловей, Ф. Оленева, Н. Шацкий, Н. Шибаева, Г. Шумский, А. Шульга, артисты балета А. Абдурахманов, Ф. Исмаев, Р. Бектемирова и другие. Многие из них в процессе своей творческой деятельности были отмечены почетными званиями «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», «Народный артист Узбекистана», «Заслуженный работник культуры Узбекистана», «Заслуженный артист Узбекистана»,
4 августа 1973 года на сцене Ташкентского Государственного музыкального театра имени Мукими опереттой «Веселая война» И. Штрауса в постановке А. Гинзбурга театр отпраздновал свой День рождения, открыв первый театральный сезон.
«Торжественная и в конечном счете триумфальная премьера «Веселой войны» с непреложной убедительностью известила о том, что Ташкентский театр оперетты не только родился, но и сумел покорить сердца своих зрителей», «Мы стали свидетелями чуда. Декорации, выполненные художником Г. Бримом в светлой праздничной тональности и соответствуют нашей настроенности на чудо, что с этих первых секунд проникаешься твердой уверенностью — театр покорит сердца даже самых закоренелых скептиков. В спектакле много выдумки, богатой фантазии, ярко выстроенных мизансцен». Так ровно сорок лет тому назад откликнулась пресса столицы Узбекистана на факт рождения нового творческого коллектива.
1974 год принес коллективу большую радость — театр получил свое здание. Зажигательной, праздничной «Фиалкой Монмартра» И. Кальмана театр встретил своих первых зрителей.
В 1981 году театр возглавил главный режиссер Заслуженный деятель искусств России К. Васильев, который является автором пьес и первых постановок, широко идущих в странах СНГ, музыкальных комедий: «Бабий бунт» (по мотивам «Донских рассказов» М. Шолохова), «Сладка Ягода» (по мотивам произведений В. Шукшина). Музыку к этим спектаклям написал известный композитор Е. Птичкин. Свою творческую деятельность в Узбекистане К. Васильев начал с постановки первой узбекской оперетты, написанной в содружестве с композитором Э. Салиховым «Ходжа Насреддин», впоследствии ставшей визитной карточкой театра. Пресса писала: «Ташкентскому театру оперетты принадлежит честь создания первой узбекской оперетты. Поистине солнечная музыка, сочетающая красоту узбекских мелодий и современные ритмы, созданная Э. Салиховым, послужила основой подлинно народного спектакля».
Репертуарная политика театра со дня его основания связана с четырьмя основными направлениями.
Первое — классика жанра, произведения, принадлежащие к Золотому фонду мирового музыкального театра. Спектакли классического наследия всегда, во все времена пользуются большим зрительским успехом, дают огромный простор для творчества актеров. В зале всегда возникает особая атмосфера одухотворенности, музыка дарит эстетическую радость. Можно ли представить афишу нашего театра без «Цыгана-премьера», «Голландочки», «Баядеры», «Принцессы цирка», «Сильвы», «Марицы» (И. Кальман); «Летучей мыши», «Цыганского барона» (И. Штраус); «Веселой вдовы», и «Графа Люксембурга» (Ф. Легар), «Прекрасной Елены» (Ж.Оффенбах), мюзикла «Моя прекрасная леди» (Ф. Лоу), «Аршин Мал Алан» (У Гаджибеков). Они расширили творческий диапазон актеров, помогли их росту, обогатили репертуар театра. Эти постановки принадлежат к числу лучших спектаклей, завоевавших немалые симпатии зрителей и прекрасные отзывы критики.
Второе направление — оригинальные произведения узбекских авторов. Огромным успехом у зрителей пользуются музыкальные комедии «Ходжа Насреддин» (композитор Э. Салихов), «Крошка» (композитор А. Эргашев), «Тетя, я женюсь!» (композитор А. Икрамов, пьеса В. Баграмов), «Сердце на ладони» — спектакль, посвященный памяти народного артиста Узбекистана Б. Закирова, «Однажды в Нью-Йорке» (композитор И.Берлин), «Двадцатилетние.uz»(У Салихов), «Эхо любви» (композитор С. Абсалямов, пьеса В. Вавилова), «Простите, дорогой…» (композитор Д. Закирова, пьеса А. Рахматова).
Третье направление — это лучшие произведения современной оперетты стран Содружества (СНГ). В их числе «Севастопольский вальс» Д. Листова, «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, «Любовный вертеж» В. Ильина и В. Лукашова, «Украденная невеста» Г. Канчели, «Свадьба в Малиновке» Б.Алексадрова и другие.
Четвёртое направление — особое внимание уделяется детскому репертуару. Наш театр единственный в Среднеазиатском регионе, специализирующийся в этом жанре, предлагает детям музыкальные сказки на русском и узбекском языках. Сегодня театр плодотворно работает с такими композиторами, как А. Икрамов, У Салихов, В. Сапаров, Д. Закирова, драматургами: А. Рахматов, В. Вавилова. В результате сотрудничества коллектива с этими авторами пополнилась репертуарная афиша театра музыкальными спектаклями для детей. Особым успехом у юного зрителя пользуются такие спектакли как: «Сказка о жадном Хасана» (Д. Вильданов), «Обыкновенная горошина» ( А. Канаки), «Волшебная хурма» (У Салихов), «Подарки феи Айгуль», «Чудесная дойра» (Э. Салихова) «Мамат-гончар» ( А. Икрамов), «Олтин куш» (У Салихов), «Зачарованный кристалл» (УСалихов), «Озорной джин» (УСалихов), «Тюбетейка 3D» (В. Баграмов), «Бременские музыканты» (Г. Гладков) «Волшебная Серна» (А. Икрамов) и многие другие.
Широка география гастрольных поездок театра. С творчеством артистов Ташкентской оперетты знакомы зрители России, Украины, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и стран Балтии.
Труппа нашего театра за последние годы помолодела, что в свою очередь предполагает привлечение к театру и композиторов и драматургов, тонко понимающих вкусы современной молодежи, создающих те произведения, которые ей близки. Это спектакли: «Тетя, я женюсь!» (композитор А. Икрамов, драматург и режиссер-постановщик В. Баграмов), «Цилиндр» (У Салихов, Б. Хамидов), «Легендарный шут» (Е. Комарова, Б. Хамидов), «Дорогая Памела» (У Салихов, Б. Хамидов), «Здравствуйте, я ваша тётя» (У Салихов, Г. Нажидова). На сцене ярко показан сегодняшний день и тонко передан юмор, плавно переходящий в гротеск, без которых жанр музыкальной комедии существовать не может.
В 2008 году художественным руководителем и главным режиссером утвержден Сергей Каприелов. Это многогранный, высококвалифицированный режиссёр и талантливый руководитель, который принес новое жанровое направление в репертуар театра — мюзикл. За время работы в театре им поставлены и с успехом идут такие спектакли как «Сильва» И. Кальман (капитально восстановленный), «Свадьба Кречин ского» А. Колкер, «Аршин Мал Алан» У. Гаджибеков, «А у нас во дворе», «Снимается кино или А у нас во дворе — 2», «Эхо любви» В. Вавилова, «Двадцатилетние.uz» У. Салихов, «Любовь в стиле блюз» В. Сапаров.
В 2008 и 2012 годах в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана состоялся целевой набор студентов для пополнения труппы театра молодыми талантливыми специалистами, руководитель курса С. Каприелов. Дипломные спектакли «Аршин Мал Алан» У Гаджибекова и мюзикл «Нотр дам де Пари» Р. Коччанте, поставленные со студентами курса, получили положительные отклики со стороны театроведов, зрителей и СМИ.
В годы независимости в Узбекистане поистине созданы все условия для свободного творчества и развития для всех направлений искусства и культуры. Руководством страны уделяется особое внимание духовно просветительской работе, а также укреплению материально-технической базы театров, обеспечению их современным и отвечающим всем передовым мировым стандартам театральным инвентарем и техническими средствами. От нас — деятелей театрального искусства — требуется творческий и современный креативный подход к своей деятельности.
Говорить со сцены с юмором о серьезных нравственных проблемах, нести радость, улыбку, хорошее настроение — в этом мы видим свой долг, в этом — наше творческое и человеческое счастье, в этом — наша жизнь!
Творческие цели нашего театра — это, прежде всего, полное воплощение тех задач, которые были поставлены руководством нашего Государства перед театрами в свете популяризации богатого культурно-исторического наследия узбекского народного зрелищного искусства.